Verification: 2b291a193767d72050d5940ab7911f81 МБУК "Мухоршибирская централизованная библиотечная система" - Новости и анонсы

Археологическая история Мухоршибирского района

Сегодня в Мухоршибирском районе 22 памятника археологии, 5 памятников архитектуры и З1 памятник истории. Археологические объекты располагаются в долине реки Хилок, Тугнуйской долине, по рекам Галтай, Сутай, Капчеранка и освещают сложную многовековую историю, разнообразие древних хозяйственных укладов и этнических образований от палеоазиатских этносов до современных бурят.

К уникальным находкам, на территории Мухоршибирского района, следует отнести остатки средневековых усадеб (XIII-XIYвв.н.з.) возле улуса Нарсата и в местности Ганга. Эти объекты позволили ученым сделать вывод о том, что и кочевые монгольские племена имели оседлые поселения и обладали навыками строительства постоянных жилищ.          Около улуса Нарсатуй были обнаружены остатки дворца Далай Даваан хана — средневековой усадьбы феодального типа. Здание самого дворца прежде было покрыто черепицей, а пол состоял из облицовочных глиняных плиток. Была обнаружена фигурная черепица, украшавшая прежде карнизы здания и фрагменты морды мифического животного грифона.          По преданию, когда Чингисхан нападал на Тохтоа-Беки, его войска осуществляли водную переправу на плотах не только через Хилок, но и через Чикой. Если от обнаруженной крепости на г. Шара-Тэбсэг (Тугнуйские столбы) вычислить расстояние вверх по долине р. Тугнуй в одну ночь лошадиного бега, то место, куда прискакали караульщики с известием о нападении монголов, может совпасть с раэвалинами двух феодальных усадеб в местностях Нарсата и Сутай.              Вторая усадьба, открытая в 1982 году на территории улуса Нарсата, состоящая из двух овальной формы возвышенностей, находится на южном склоне безлесного холма, прилегающего к горно-таежным хребтам, обрамляющим Тугнуйскую долину с севера. При археологических раскопках обнаружена полная идентичность этих двух усадеб. Предварительная обработка добытых при раскопках материалов показывает, что они одновременны с памятниками сопредельных территорий и возникли в эпоху расцвета Монгольского государства.            Полное исследование Нарсатуйской усадьбы еще не произведено. Что таит в себе второй курган, который еще не вскрыт и ждет исследователей со своими загадками и тайнами исторического прошлого Сутая? Старики рассказывают, что Далай Даваан хан оставил в этих местах клад, умещавшийся на 9 верблюдах. Клад заколдован на 500 лет, чтобы никто его не нашел. Предание гласит, что дворец возле улуса Нарсата принадлежал меркитскому хану Тохтао-Беки, племя которого было истреблено и рассеяно по всей Монголии из-за мести меркитов, обиженных тем, что отец Чингисхана Есугай-баатур похитил у меркитского Эке-Челиду (родственника Тохтао-Беки), невесту Оэлунь-Учжинь (мать Чингисхана). И в отмщении за те далекие деяния меркиты напали на улус Тэмуджина и украли его невесту Борте-Учжин, чем навлекли на себя гнев Великого хана. В «Сокровенном сказании» монголов упоминается Тугнуйская долина, где и произошла битва с меркитами, под названием Боро-Хээрэ. Легенда гласит: когда Чингисхан прибыл и разбил меркитов в Боро-Хээрэ, он поставил свое девятибунчужное знамя (по-монгольски туг), от этого и произошло название Тугнуй. Много песен сложено в народе о приволье и богатстве Тугнуйской степи. Причудливые формы сопок, пещер, наскальные рисунки, могильники, монументально-каменные курганы — все это напоминает о тех временах, когда древние племена населялиэту местность, когда со своим войском здесь проходил легендарный Чингисхан.           

Гора Баин-Хан (З км от улуса Нарсата) — настоящее украшение Тугнуйской долины, одна из величайших гор Азии. Издавна о ней слагались песни и легенды. Одна из них — легенда о Хозяине Баин-Хана, одетого во все черное и скачущего на вороном богатырском коне через хребты, охраняя живность и людей вокруг своей горы. И поэтому тучнеют стада на ее склонах, пробивают живительные ключи у подножия. И люди добры игостеприимны, живут в дружбе и согласии и воспевают величие и богатство Баин-Хана.        

   Южный склон горы прорезан глубоким ущельем, в котором находятся две пещеры. На отвесных скалах, обрамляющих вход в пещеру, с запада и востока имеются рисунки, выполненные красной краской: изображения человечков, парящих птиц, прямоугольных и округлых оградок, заполненных точками. Человечки располагаются в один или несколько рядов. Между ними — изображения животных, главным образом оленей. Вне пещеры находится особенно большая группа рисунков на западной стене, около входа в пещеру, где сохранились остатки самых крупных композиций. Около входа в пещеру, на западной стене скалы, находится основная масса рисунков и остатки крупных композиций, часто сливающихся друг с другом. Эти петроглифы связаны с населением культуры плиточных могил. Семантика (смысловое содержание) петроглифов самым тесным образом была связана со скотоводческим хозяйством и населения и идеей плодородия, размножения и сохранения домашних животных.


 С установлением феодального строя междоусобные войны стали частыми явлениями, поэтому для охраны своих родовых владений князья уделов пользовались естественными возвышенностями, используя их как сторожевую башню, площадки, откуда обзор местности был наиболее широк. Таким и был Баин-Хан. Во время внезапного нападения войска Тэмуджина меркитский хан Тохто-Беки уже предупрежденный бежал из Тугнуйской долины. Хитрость состояла в том, что через сеть гор по Тугнуйской долине сигнальные огни передавались намного быстрее, и враг обнаруживал себя издалека.


 У подножия горы найдены 4 херексура. Они расположены в 500 м справа от пещеры с писаницами, в небольшой долинке у края конуса выноса с отвес- ными наружными стенками. В центре кургана — глубокая западина. Оградки круглые, за ними расположены ритуальные кладки. Вторая группа — 13 херексуров — находится в 1 км от Баин-Хана, за летниками и подобно первой. В ущелье, справа от пещеры десять могил кочевников овальной формы с каменными кладками: сильно заросшие крапивой, они лишь слегка возвышаются над землей.

 Херексуры у подножия горы Баин-Хара

 В останце «Пять пальцев» отражается геологическое развитие Тугнуйской долины. Серия разломов привела к формированию грубого останца. Ветровая и водная эрозия завершили затеянный природой рисунок, в результате которого появился памятник природы «Табан хурган (пять пальцев)». Существует легенда, что племена меркитов, заселявшие окрестности, поклонялись небу, и вовремя грома меркит вскакивал в седло и с криком: «Я меркит!» носился по степи, пуская стрелы в небо. В ХII веке меркиты под натиском Тзмуджина (будущего Чингисхана) и Ван-хана с Джамухой были вынуждены уйти на север в Баргузинскую долину. Вернувшись на свои земли, думая, что прогневили небо, меркиты совершали обряд жертноприношения на останце, символизирующем кисть человека, молящего небо о прощении. Этот останец по легенде связывается с Великим Ханом (в ней говорится, что эта рука — левая кисть Чингисхана, а правая находится в Монголии).

 

http://nbrb.ru/
https://xn--90ax2c.xn--p1ai/
http://buryatika.ru/jirbis2/
https://lanbook.com/
http://minkultrb.ru/
http://soyol.ru/bur/
http://xn----8sbbbayqbcbxjf2ajwd7bf4b3d2e.xn--p1ai/about/five
https://urait.ru/
нбрб.png нэб.jpg бурятика.jpg издательство Лань.png минкульт.png соел.png нок1.png
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.