Verification: 2b291a193767d72050d5940ab7911f81 МБУК "Мухоршибирская централизованная библиотечная система" - Краеведение

Краеведение

Краеведение

Топонимика с. Никольск

Топонимика села

В 1767 году шесть семей староверов, прибывших на новое местожительство в Забайкалье, подселились к восьми дворам - хозяйства, в которых проживала семья казака  Николая. Три семьи поселились на правом берегу "Николки" и назвали свою улицу "Большой" (позже стала называться "Церковной").

Так она стала называться благодаря постройке в 1906 году в селе  Никольск знаменитой  шатрово-купольной церкви святого Николая (ныне эта гордость нашего села находиться в этнографическом музее г. Улан-Удэ). А улица эта в "1935 году получила советское название "Пионерская". Три другие семьи поселились на левом берегу и основали улицу "Замогильская" (позже стала называться "Заречная"- название сохранилось поныне). Сохранились сведения об этих шести поселенцах, что они являлись братьями Ерофеевыми (двоих звали Изот и Лука).

 Что касается  нового названия "Заречная"-оно более подходящие, так как располагается вдоль русла двух родников (один пересох, второй сохраняется)." Улица "Пионерская" продолжения не имела, так как своим окончанием упиралась в  ручей №2. Поэтому повернулась своим продолжением на север. Отсюда название "За угол" (географическое), местные жители этнически заменили это название  на "Закоулок".  Так произошло образование улицы Красноармейской . Тоже самое произошло с происхождением ныне центральной улицы Никольска - улицей Ленина (с 1935г.). 

  В 1780 году в село прибыли еще три ссыльных старообрядческих семьи, прибывших из Польши, которые были в составе четвертой партии   высылки." Это были семьи Калашниковых, Варфоломеевых и Брылёвых. Они дали начало многочисленным потомкам этих фамилий в селе и за его  пределами. Жили они в Польше и Западной Украине на землях помещика Кандыбы. По этому, прибыв в Никольск, они поселились по руслу  второго ручья и основали улицу  "Кандабай" (по имени своего помещика). В 1935 году эта улица также не избежала изменения названия на советский лад, став " называться "Кооперативная".

Улица Кооперативная (Кандабай) стала продолжаться улицами "Забегаловка" по правому берегу реки Николка (ручей №1). Эта улица в советское время стала называться "Школьная". Так же из Кандабая стали переселяться на новую улицу "Краснояр". Старое название улицы Ленина. Это название также связано с местонахождением улицы. Южная часть этой улицы располагается на крутом берегу речки "Николка". Слово "краснояр" состоит из слов "красный" и "яр" (яр от славянского - крутой обрывистый берег). А глина и песок здесь - красного цвета. Весенние талые воды ежегодно подмывают  и обнажают берег.

В 90-х гг XVIII века В Никольск переселились семьи трёх казаков из Нерчинского  острога, образовав свою улицу "Казаковскую" (после, во второй  половине  XIX века в связи с прохождением торгового пути между Верхнеудинском и Петровским заводом  "по этой улице прошел тракт и улица стала называться  "Трактовая" ). Однако  и это название поменялось в  "1935 году на улицу Буденного."       В связи с увеличением численности населения возможности расширения улицы Краснояр  были исчерпаны, поэтому часть жителей переселялось севернее и образовало улицу Новый Краснояр (современное название улицы Кирова). Об этом событии мне рассказала  жительница улицы Новый Краснояр Варфоломеева Наталья Климова, которая знает о нем из рассказов её отца: "Когда на Старом Краснояре людям стало тесно, они начали переселяться на Новый Краснояр". Со временем  эти улицы стали называть Старый Краснояр и Новый Краснояр. Таким образом, название  одной улицы способствовало названию другой.

Беседуя с жителями нашего села, я узнала один очень интересный факт, что в нашем селе существовала ещё одна улица "невидимка" ,о которой я раньше не знала. " Она находилась выше улицы Кирова (Новый Краснояр) и имела название "Станция". Здесь были построены первые пять домов и сушилка для зерна, ею заведовал Ерофеев Нефед (отчество неизвестно). Жители этой улицы испытывали трудности с доставкой  воды  и  её приходилось  привозить на лошадях или быках. По неизвестной причине возник  пожар и сушилка для зерна сгорела. Заведующего посадили в тюрьму. По деревне пошел слух, что причастны к пожару жители улицы Станция и что они сами сгорят в огне за содеянный грех. Таким  образом, проблемы с водой и страх за собственную жизнь способствовали переселению людей на другие улицы. В музейном архиве сохранилась информация, что один дом был перевезен на улицу Кирова ( Новый Краснояр . В настоящее  время  улицы Станция не существует.

      Таким образом, выше перечисленные улицы поселения были основаны в досоветский период и имеют двойное название. "В 1935 году они получили современное название и нумерацию домов. Оформление произвели двое молодых учителей, приехавшими в село. К сожалению, их имена не сохранились".

     Несколько улиц возникло в 70 - 80 годы XX века в период наивысшего расцвета колхоза имени Ленина, когда народонаселение Никольска было большим по численности. Так возникли улицы Молодёжная - западное продолжение улицы Ленина и Восточная, улица Рабочая - восточное продолжение улицы Кирова ( Нового Краснояра); на ней селились рабочие птицефабрики На этом образование улиц из числа переселенцев завершается  и новые улицы будут основаны местными жителями.

 

Пионерский лагерь "Березка"

Музей А. С Пушкина в Кусотинской средней школе

Родился музей 10 февраля 1979 года. Девизом стали слова: "Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасный порывы!" Эмблемой взяли автопортрет Пушкина (он во много раз был увеличен Баиром Будаевым, учеником 9 класса).

10 февраля 1987 года состоялась открытие музея. За это время создано 7 экспозиций: "Род Пушкиных мятежный", "Отечество нам- Царское село", "Пушкин и его современники", "Погиб поэт-невольник чести", "Во глубине сибирских руд", "Пушкин на сцене Бурятского театра оперы и балета". Материалы, собранные в нем, поистине уникальные. Около 80 книг о Пушнике на 26 языках народов нашей страны т мира с автографами. Не имеют цены подарки потомков поэта. Из них созданы витрины "Пушкин в марках, значках, медалях, экслибрисах, сувенирах".

Со всех концов страны и разных точек мира шли к ребятам письма, полные поддержки, радости и любви. "Пиковая дама", на французском языке из Парижа,от Георгия Михайловича Воронцова- Вельяминова, потомка Пушкина.Он же обогатил музей ксерокопией статьи "Роковое оружие" (Пистолеты Дантеса).

Барельеф поэта прислал из Москвы С. Е Клименко "С любовью к прапрадеду и к вам",- пишет он на подарке. Из Полтавы другой потомок Софья Николаевна Данилевская прислала исследование "Как породнились А. С Пушкин и Н. В Гоголь в потомстве". Из Ленинграда получено 49 фотографий на тему "Жизнь и творчество А. С Пушкина".17 страниц ксерокопий автографов А. С Пушкина.

Развернутых вестей- писем около 400!

Письма с приветствиями были от Расул Гамзатова, Эдуарда Межелайтиса, Михаила Дудина, Виктора Астафьева, Давида Кугультинова, Алима Киокова.

Пушкинисты из села Кусоты побывали в Москве, Пскове, Пушкинских Горах, Михайловском, Тригорском, Петровском-Заводе, в Кишиневе.

Соелма Санжиева, выпускница 1986 года, достойно представляла республику на Всероссийском слете пионеров и школьников в Волгограде по теме "Моя Родина-СССР". В 1987 году Лена Санданова заняла 1 место на республиканском литературном празднике, приняла участие во Всероссийском фестивале творчества учащихся.

Аня Раминская на республиканской неделе "Музей и дети" удостоилась звания "Лучший экскурсовод".

Главная задача музея- воспитать Человека, Личность.

На республиканском литературном празднике "Россия- Родина моя" представлен доклад "А. С Пушкин в бурятской литературе и искусстве". Получено 1 место. Это результат тесного сотрудничества ребят с бурятскими поэтами.

Народный поэт Николай Дамдинов подарил кружковцам свои поэтические сборники.

Гунга Чимитов, земляк, привез в дар свои книги.

Цырен-Дулма Чойжоновна Гомбоева, 1946 г.р., с апреля 1971 года работала в Кусотинской 8-летней, затем в средней школе учителем русского языка и литературы. Она 27 лет вела кружок "Юный пушкинист". Ц-Д. Ч Гомбоева- Отличник народного просвящений, заслуженный учитель РБ, награждена медалью "За трудовое отличие". Члены кружка переписывались с 5-ью потомками поэта, пушкинскими музеями страны, учеными- пушкиноведами, со многими пушкинскими кружками. 



Елизар Мальцев "Белые гуси на белом снегу"

Елизар Логгинович Мальцев (Елизар Юрьевич Пупко) (04.01.1917 - 13.04.2004) - потомок забайкальских семейских старообрядцев - выходцев из села Хонхолой Мухоршибирского района Республики Бурятия. Фамилия Пупко - это фамилия отчима писателя Юрия Станиславовича, родная фамилия - Мальцев (однако в интернете на эту фамилию часто указывают, как на псевдоним).
     Белые гуси на белом снегу.docx

Схемы родника с питьевой водой, а также церкви в селе Мухоршибирь. В РАМКАХ ПРОЕКТА "КРАЙ РОДНОЙ"

Из истории села Мухоршибирь, и Мухоршибирского района". Из воспоминаний старожилы села Мухоршибирь

Степного Серафимы Никитовича, родился 28 мая 1909 года в семье крестьянина - потомственного хлебороба, жителя села Мухоршибирь, Мухоршибирской волости, Верхнеудинского уезда.

  По своим воспоминаниям Степной С. Н. составил схемы родника с питьевой водой, а также церкви в селе Мухоршибирь. Из указанного им родника пользовалось население села Мухоршибирь : улица Новое Болото, Старое Болото ( в настоящее время улицы Чкалова, и Горького) и др. На роднике был сделан сруб из брёвен, здесь был закреплён человек (прорубщик) который наблюдал за чистотой и сохранением родника, зимой производил чистку проруби от льда.

  За пользование родником население платили натурой: хлебом и прочими продуктами питания, закрепленный за родником человек каждое воскресенье на лошади, объезжал и собирал оплату. Так же было и на других улицах села.













МУХОРШИБИРЬ ДО РЕВОЛЮЦИИ. В РАМКАХ ПРОЕКТА "КРАЙ РОДНОЙ" (ФОТО ЦЕРКВИ,1931Г.)

До советской власти церковь в России не была отделена от государства, поэтому все мирские дела, в том числе: обучение детей, регистрация актов гражданского состояния -венчания, рождения, смерти вершились с ведома и благословления священнослужителей. Так история государства в челом, так и каждого края и населенного пункта неотделимы от истории православной веры.сохранившиеся уерковные архивные документы свидетельствуют о том, что с приходом русских внашу местность и основанием ими поселений, одними из первых строились церкви и часовни.

В селе Мухоршибирь находилось две церкви: православная и семейская, так как существовало две веры. Свято-Никольская православная церковь, находилась на Соловейчиковой горе. Эту гору называли по имени купца еврея Соловейчика, который поставил там свой дом. Семейская церковь находилась на ул. Трактовой( в настоящее время ул.Ленина)
Православная церковь начала действовать в 1742 году. Она была покрыта чистым тесом и покрашена голубой краской, на церкви было 5 или 7 колоколен.
Вторая церковь построена в 1759 "тщанием прихожан, деревянная сколокольнею, имела два предела - холодный во имя святителя и чудотворца Николая и теплая во имя Рождества Божией Матери" (архив НПЦ)
Третья церковь поставлена в1857, ввиду ветхости предыдущей. В 1867г " 22 декабря преподано Архипастырское благословение крестьянину Мухоршибирской волости Федоту Павлову васильеву за устройство и усердием по сбору денег, церковной ограды и обшитие тесом церкви работы стоят до тысячи рублей" (ИЕВ,1867,№1, сю3)
Жителей при храме в 1878г православных 684 муж и 699жен; поповцев 1610 муж и 2180жен; магометан 6 муж и 4 жен; евреев 80 муж и 68 жен.
Священники:
Игнатий Стефанов -служил в 1741-1750гг
Григорий Корнаков -служил в 1770-х г.
Дмитрий Куликалов -1840-х г.
Андрей Успенский- с1860гблагочинный с1870г.
Федор Корнаков -заштатный иерей с 1865г
Феодор Сперанский -1870-х г.
Иоанн Федоров Климович с1905-1914г.
Диаконы
Иоанн лебедев - служил на должности псаломщика с 7 октября 1878г
Василий александров Шергин -служил с 20 февраля 1905 г по 1910-е гг
Церковнослужители
Стефан Романов Корнаков-ьячок до 1830г
Прокопий Рещиков -пономарь до31 мая 1865г
Николай Стуков -пономарь до 31 мая 1865г
Алексей Алексеев Алексеев - исп. Долж. Псаломщика до 19 января 1878г., затем переведен к Куйтунской Николоаевской
Христофор Кузнецов - исп. Долж. Псаломщика, скончался 3 мая 1878г
Иоанн Орлов - исп. Долж. Псаломщика с 19 января 1878г по 18 июля1902г
Александр Феодоров Сперанский - псаломщик до 27 января 1902г
Иннокентий Иннокентиев Писарев -псаломщик с 18 июля 1902г. по 1903 г.,обязательством заниматься безвозмездно в местной церковной школе
Василий Александров Шергин - псаломщик до 20 февраля 1905г.
Церковные старосты
Петр Васильев Понамарев - крестьянин,в 1866-1868гг.
Дмитрий Ширикалов - крестьянин,1869г., после его кончины был избран
Григорий Мурзин - крестьянин,1870-1872гг.

Церковно-приходская школа открыта в 1897 году учительницей была Валентина Климович.
В 1910 году Александра Александровна Попович-Кмец.
Церковь с. Мухоршибирь фото 1931 г. вид с ул. Смолина

"КРАЙ РОДНОЙ" Часть 2

Самые лучшие земли принадлежали богатым людям-купцам: трем братьям Мостовским, двум братьям Братеньковым, Чилимовым, Гусляковым и Белозеровым. Купцы имели много скота, а также содержали лавки. Товары обычно завозили из Верхнеудинска, Петровского завода и Иркутска. Торговали ситцем, книгами, шубами, валенками,конфетами,пряниками рыбой, сахаром, солью, спичками и другими товарами, которые продавались в 1,5 - 2раза дороже, за счет чего купцы имели немалые доходы. Земли делили на душу (мужскую), около 3-х десятин на душу. Раздел производился через 14 лет. Одним семьям доставалось много земли, другим мало, богатые скупали землю . много земли имела церковь, и самые плодородные принадлежали священникам, эта местность до сих пор называется поповские поля. Обработка земли была примитивной: не было техник, органические удобрения почти не вносились, из орудий труда были : деревянная соха, борона, цепь для обмолота зерна, в основном урожай снимали низкий, крестьяне бедствовали и были задавлены налогами и чтобы прокормить семью зачастую нанимались в работники. Свободное время молодежь проводила неорганизованно,т.к. не было ни клубов, ни библиотек. Летом собирались на улице за селом, пели песни. Устраивали игры, пляски под балалайку, струны которой делали из бараньих кишок. Редко играли на гармошке, их было 1-2 на все село. Зимой свободное время проводили в доме какого-нибудь хозяина или старушки(обычно у бедняков). У них молодежь арендовала на всю зиму, за это платили хозяину зерном, салом, мясом, одеждой, деньгами. Девушки занимались рукоделием: по заданию матери вязали чулки, носки, варежки. В религиозные праздники проводили гуляния. На масленицу устраивали катушки, на Пасху качались на качелях, на Троицу -гуляние в лесу. Население в селе в основном было не грамотное, учится могли не многие. В то время существовало две школы: земская школа, где обучалось 40 человек (она размещалась в маленьком деревянном доме), и церковно-приходская, где обучалось 20 человек (только девочки), за обучение вносили плату, кроме того за каждого ученика в год нужно было привести 2 воза дров. Преподавали арифметику, чтение ,но главным предметом был "Закон Божий".Дети семейских не учились, это считалось грехом. Богатые обычно нанимали домашних учителей, но их было не много 3-4 в селе. Медицинское обслуживание было очень плохое, не было фельдшерских пунктов, аптек, род. Дома, детей принимали старушки-знахарки. Смертность превышала рождаемость в 1,5-2 раза. Богатые приглашали врачей из Верхнеудинска, Петровского завода. Только перед войной 1914 года в село приехал фельдшер, он принимал на дому. Семейские к медицине, также относились враждебно и за помощью обращались очень редко. Благоустройством села никто не занимался, единственным источником, где люди брали воду, был ключ, к которому каждый ездил на подводе с бочкой, утром у ключа выстраивалась вереница подвод. Зимой нанимали чистильщика ключа, которому каждая семья платила зерном, а по воскресеньям и по булке хлеба.
Ул.Ленина 1946-1950
 

"КРАЙ РОДНОЙ" ЧАСТЬ 1

Отечество начинается с малой родины, а малая родина - с дома, в котором ты живешь, с улицы, по которой ты ходишь, с села в котором ты родился и вырос. " Ты помни мира не узнаешь не зная края своего" - это неоспоримая истина, которую знает каждый. Название села Мухоршибирь произошло от слов "Мухор"(тупик, конец, край) и "Шебер"(чаща, густой лес, лесная глуш) Название местности связано с большой лесистостью в прошлом. Издавна в Тугнуйской долине селились буряты -коренное население края, которые вели кочевой образ жизни. В эти суровые, но богатые красками, тогда малообжитые степи Забайкалья пришли, сосланные и потерпевшие опалу за старую веру от царицы Екатерины, русские. Они селились на более пригодных для хлебопашества и огородничества землях - по берегам речушек, таежных распадках, где текут ручьи и бьют ключи. Так, " по долине небольшой речушки, точное название которой никто, пожалуй, и незнал были поставлены служилыми людьми первые дома. Так появилось село Мухоршибирь. Первый дом здесь поставил служилый человек получивший вольную от службы в Кяхте - Игнатий Завьялов. Вслед за ним потянулись другие и так же ставили здесь свои дома. В эти годы в старых документах село Мухоршибирь упоминается как "урочище Мухоршибирь- речки" Наше село в то время, было таким же темным и отсталым, какими были бесчисленные деревни и села, аулы и улусы старой России.350 дворов в Мухоршибири распределились на пяти улицах: Трактовой, Заречной, двух болот : старое и новое и Степной улице. Проживало в селе около 2000 жителей
 
 ул.  Болото.ныне ул.Чкалова
 
 
https://www.litres.ru/
http://nbrb.ru/
https://xn--90ax2c.xn--p1ai/
http://buryatika.ru/jirbis2/
https://lanbook.com/
http://minkultrb.ru/
http://soyol.ru/bur/
http://xn----8sbbbayqbcbxjf2ajwd7bf4b3d2e.xn--p1ai/about/five
https://urait.ru/
https://urait.ru/
https://www.litres.ru/
нбрб.png нэб.jpg бурятика.jpg издательство Лань.png минкульт.png соел.png нок1.png maxresdefault (1) (1).jpg
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.