Verification: 2b291a193767d72050d5940ab7911f81 МБУК "Мухоршибирская централизованная библиотечная система" - Краеведение

Краеведение

Краеведение

Схемы родника с питьевой водой, а также церкви в селе Мухоршибирь. В РАМКАХ ПРОЕКТА "КРАЙ РОДНОЙ"

Из истории села Мухоршибирь, и Мухоршибирского района". Из воспоминаний старожилы села Мухоршибирь

Степного Серафимы Никитовича, родился 28 мая 1909 года в семье крестьянина - потомственного хлебороба, жителя села Мухоршибирь, Мухоршибирской волости, Верхнеудинского уезда.

  По своим воспоминаниям Степной С. Н. составил схемы родника с питьевой водой, а также церкви в селе Мухоршибирь. Из указанного им родника пользовалось население села Мухоршибирь : улица Новое Болото, Старое Болото ( в настоящее время улицы Чкалова, и Горького) и др. На роднике был сделан сруб из брёвен, здесь был закреплён человек (прорубщик) который наблюдал за чистотой и сохранением родника, зимой производил чистку проруби от льда.

  За пользование родником население платили натурой: хлебом и прочими продуктами питания, закрепленный за родником человек каждое воскресенье на лошади, объезжал и собирал оплату. Так же было и на других улицах села.













МУХОРШИБИРЬ ДО РЕВОЛЮЦИИ. В РАМКАХ ПРОЕКТА "КРАЙ РОДНОЙ" (ФОТО ЦЕРКВИ,1931Г.)

До советской власти церковь в России не была отделена от государства, поэтому все мирские дела, в том числе: обучение детей, регистрация актов гражданского состояния -венчания, рождения, смерти вершились с ведома и благословления священнослужителей. Так история государства в челом, так и каждого края и населенного пункта неотделимы от истории православной веры.сохранившиеся уерковные архивные документы свидетельствуют о том, что с приходом русских внашу местность и основанием ими поселений, одними из первых строились церкви и часовни.

В селе Мухоршибирь находилось две церкви: православная и семейская, так как существовало две веры. Свято-Никольская православная церковь, находилась на Соловейчиковой горе. Эту гору называли по имени купца еврея Соловейчика, который поставил там свой дом. Семейская церковь находилась на ул. Трактовой( в настоящее время ул.Ленина)
Православная церковь начала действовать в 1742 году. Она была покрыта чистым тесом и покрашена голубой краской, на церкви было 5 или 7 колоколен.
Вторая церковь построена в 1759 "тщанием прихожан, деревянная сколокольнею, имела два предела - холодный во имя святителя и чудотворца Николая и теплая во имя Рождества Божией Матери" (архив НПЦ)
Третья церковь поставлена в1857, ввиду ветхости предыдущей. В 1867г " 22 декабря преподано Архипастырское благословение крестьянину Мухоршибирской волости Федоту Павлову васильеву за устройство и усердием по сбору денег, церковной ограды и обшитие тесом церкви работы стоят до тысячи рублей" (ИЕВ,1867,№1, сю3)
Жителей при храме в 1878г православных 684 муж и 699жен; поповцев 1610 муж и 2180жен; магометан 6 муж и 4 жен; евреев 80 муж и 68 жен.
Священники:
Игнатий Стефанов -служил в 1741-1750гг
Григорий Корнаков -служил в 1770-х г.
Дмитрий Куликалов -1840-х г.
Андрей Успенский- с1860гблагочинный с1870г.
Федор Корнаков -заштатный иерей с 1865г
Феодор Сперанский -1870-х г.
Иоанн Федоров Климович с1905-1914г.
Диаконы
Иоанн лебедев - служил на должности псаломщика с 7 октября 1878г
Василий александров Шергин -служил с 20 февраля 1905 г по 1910-е гг
Церковнослужители
Стефан Романов Корнаков-ьячок до 1830г
Прокопий Рещиков -пономарь до31 мая 1865г
Николай Стуков -пономарь до 31 мая 1865г
Алексей Алексеев Алексеев - исп. Долж. Псаломщика до 19 января 1878г., затем переведен к Куйтунской Николоаевской
Христофор Кузнецов - исп. Долж. Псаломщика, скончался 3 мая 1878г
Иоанн Орлов - исп. Долж. Псаломщика с 19 января 1878г по 18 июля1902г
Александр Феодоров Сперанский - псаломщик до 27 января 1902г
Иннокентий Иннокентиев Писарев -псаломщик с 18 июля 1902г. по 1903 г.,обязательством заниматься безвозмездно в местной церковной школе
Василий Александров Шергин - псаломщик до 20 февраля 1905г.
Церковные старосты
Петр Васильев Понамарев - крестьянин,в 1866-1868гг.
Дмитрий Ширикалов - крестьянин,1869г., после его кончины был избран
Григорий Мурзин - крестьянин,1870-1872гг.

Церковно-приходская школа открыта в 1897 году учительницей была Валентина Климович.
В 1910 году Александра Александровна Попович-Кмец.
Церковь с. Мухоршибирь фото 1931 г. вид с ул. Смолина

"КРАЙ РОДНОЙ" Часть 2

Самые лучшие земли принадлежали богатым людям-купцам: трем братьям Мостовским, двум братьям Братеньковым, Чилимовым, Гусляковым и Белозеровым. Купцы имели много скота, а также содержали лавки. Товары обычно завозили из Верхнеудинска, Петровского завода и Иркутска. Торговали ситцем, книгами, шубами, валенками,конфетами,пряниками рыбой, сахаром, солью, спичками и другими товарами, которые продавались в 1,5 - 2раза дороже, за счет чего купцы имели немалые доходы. Земли делили на душу (мужскую), около 3-х десятин на душу. Раздел производился через 14 лет. Одним семьям доставалось много земли, другим мало, богатые скупали землю . много земли имела церковь, и самые плодородные принадлежали священникам, эта местность до сих пор называется поповские поля. Обработка земли была примитивной: не было техник, органические удобрения почти не вносились, из орудий труда были : деревянная соха, борона, цепь для обмолота зерна, в основном урожай снимали низкий, крестьяне бедствовали и были задавлены налогами и чтобы прокормить семью зачастую нанимались в работники. Свободное время молодежь проводила неорганизованно,т.к. не было ни клубов, ни библиотек. Летом собирались на улице за селом, пели песни. Устраивали игры, пляски под балалайку, струны которой делали из бараньих кишок. Редко играли на гармошке, их было 1-2 на все село. Зимой свободное время проводили в доме какого-нибудь хозяина или старушки(обычно у бедняков). У них молодежь арендовала на всю зиму, за это платили хозяину зерном, салом, мясом, одеждой, деньгами. Девушки занимались рукоделием: по заданию матери вязали чулки, носки, варежки. В религиозные праздники проводили гуляния. На масленицу устраивали катушки, на Пасху качались на качелях, на Троицу -гуляние в лесу. Население в селе в основном было не грамотное, учится могли не многие. В то время существовало две школы: земская школа, где обучалось 40 человек (она размещалась в маленьком деревянном доме), и церковно-приходская, где обучалось 20 человек (только девочки), за обучение вносили плату, кроме того за каждого ученика в год нужно было привести 2 воза дров. Преподавали арифметику, чтение ,но главным предметом был "Закон Божий".Дети семейских не учились, это считалось грехом. Богатые обычно нанимали домашних учителей, но их было не много 3-4 в селе. Медицинское обслуживание было очень плохое, не было фельдшерских пунктов, аптек, род. Дома, детей принимали старушки-знахарки. Смертность превышала рождаемость в 1,5-2 раза. Богатые приглашали врачей из Верхнеудинска, Петровского завода. Только перед войной 1914 года в село приехал фельдшер, он принимал на дому. Семейские к медицине, также относились враждебно и за помощью обращались очень редко. Благоустройством села никто не занимался, единственным источником, где люди брали воду, был ключ, к которому каждый ездил на подводе с бочкой, утром у ключа выстраивалась вереница подвод. Зимой нанимали чистильщика ключа, которому каждая семья платила зерном, а по воскресеньям и по булке хлеба.
Ул.Ленина 1946-1950
 

"КРАЙ РОДНОЙ" ЧАСТЬ 1

Отечество начинается с малой родины, а малая родина - с дома, в котором ты живешь, с улицы, по которой ты ходишь, с села в котором ты родился и вырос. " Ты помни мира не узнаешь не зная края своего" - это неоспоримая истина, которую знает каждый. Название села Мухоршибирь произошло от слов "Мухор"(тупик, конец, край) и "Шебер"(чаща, густой лес, лесная глуш) Название местности связано с большой лесистостью в прошлом. Издавна в Тугнуйской долине селились буряты -коренное население края, которые вели кочевой образ жизни. В эти суровые, но богатые красками, тогда малообжитые степи Забайкалья пришли, сосланные и потерпевшие опалу за старую веру от царицы Екатерины, русские. Они селились на более пригодных для хлебопашества и огородничества землях - по берегам речушек, таежных распадках, где текут ручьи и бьют ключи. Так, " по долине небольшой речушки, точное название которой никто, пожалуй, и незнал были поставлены служилыми людьми первые дома. Так появилось село Мухоршибирь. Первый дом здесь поставил служилый человек получивший вольную от службы в Кяхте - Игнатий Завьялов. Вслед за ним потянулись другие и так же ставили здесь свои дома. В эти годы в старых документах село Мухоршибирь упоминается как "урочище Мухоршибирь- речки" Наше село в то время, было таким же темным и отсталым, какими были бесчисленные деревни и села, аулы и улусы старой России.350 дворов в Мухоршибири распределились на пяти улицах: Трактовой, Заречной, двух болот : старое и новое и Степной улице. Проживало в селе около 2000 жителей
 
 ул.  Болото.ныне ул.Чкалова
 
 
http://nbrb.ru/
https://xn--90ax2c.xn--p1ai/
http://buryatika.ru/jirbis2/
https://lanbook.com/
http://minkultrb.ru/
http://soyol.ru/bur/
http://xn----8sbbbayqbcbxjf2ajwd7bf4b3d2e.xn--p1ai/about/five
https://urait.ru/
нбрб.png нэб.jpg бурятика.jpg издательство Лань.png минкульт.png соел.png нок1.png
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.